В 2013 году мы с тогда еще будущим мужем решили, что нам нужна машина.

Он работал в соседнем городе, дорога занимала два часа в один конец: нужно было ехать сначала на междугородней маршрутке, потом на автобусе. Тогда мы купили нашу первую машину, собрав бинго из ошибок новичков.

Расскажу, что мы сделали не так.

Кредит, перекупщик и ожидание машины

Своих накоплений на машину у нас не было, поэтому муж взял 300 000 Р в кредит. Этих денег должно было хватить на Форд Мондео 2005—2007 года. Машину хвалили знакомые, а еще про нее пишут много хорошего в интернете.

Мы решили не искать автомобиль в нашем регионе. У мужа был знакомый перекупщик, который часто ездил в Москву и пригонял оттуда машины. Иногда по конкретному заказу, иногда просто на продажу. Работал он давно, в технической части разбирался отлично. В том, что он пригонит автомобиль в действительно хорошем состоянии, якобы даже сомневаться не стоило. Естественно, за свои услуги брал какую-то часть денег. Правда, мы тогда так и не поняли какую.

Это должна была быть наша первая машина. Мы не понимали, как выбирать авто и на что обращать внимание при покупке, поэтому ухватились за вариант с перекупщиком. Передали деньги без всяких расписок и бумаг. Наши 300 000 Р уехали, а мы начали с нетерпением ждать результата.

Спустя неделю перекупщик сообщил, что пригнал сразу два Форда Мондео. Оба 2005 года. Состояние примерно одинаковое, только цвета разные. Муж выбрал цвет «мокрый асфальт». Счетчик пробега показывал 120 000 км. Внешне машина выглядела хорошо, сколов и царапин не было. Может быть, какие-то детали были покрашены, но тогда мы даже не спрашивали об этом, нас это не интересовало.

Наш Форд Мондео 2005 года. Судя по самодельной оплетке на руле и стертым до железа педалям, он прошел не меньше 300 тысяч километров, но тогда мы этого не знали. Внешне машина выглядела ухоженнойНаш Форд Мондео 2005 года. Судя по самодельной оплетке на руле и стертым до железа педалям, он прошел не меньше 300 тысяч километров, но тогда мы этого не знали. Внешне машина выглядела ухоженнойНаш Форд Мондео 2005 года. Судя по самодельной оплетке на руле и стертым до железа педалям, он прошел не меньше 300 тысяч километров, но тогда мы этого не знали. Внешне машина выглядела ухоженной

На руки мы получили договор купли-продажи (ДКП) и дубликат паспорта транспортного средства (ПТС). В особых отметках дубликата стояло: «Выдан взамен утерянного». Это тоже нас тогда не смутило.

В договоре почему-то стояла сумма всего 100 000 Р. Перекупщик объяснил, что так ему не придется платить налог. Больше мы на этом не зацикливались.

Зачем в договорах купли-продажи занижают сумму покупки

Перекупщики перепродают машины: покупают подешевле, продают подороже, а разницу забирают себе. По-хорошему, с этой разницы они должны платить налог на доход: так положено, если заработал на продаже имущества, которым владел менее трех лет. Но перекупщики не хотят делиться с налоговой, поэтому в договоре занижают стоимость продажи машины: мол, я ее продал за столько же, за сколько купил, дохода нет, налог платить не буду.

Но это не наш случай: перекупщик не заключал ДКП на свое имя и юридически не был собственником автомобиля, поэтому ему не имело смысла переживать за налоги. В договоре была фамилия предыдущего владельца и его подпись. Все, что оставалось сделать, — это вписать фамилию мужа и сумму сделки. Перекупщика как будто не существовало. В этой истории сумма в ДКП не могла повлиять ни на что.

Неудачный визит в ГИБДД

В ГИБДД нас ждал сюрприз: машину отказались ставить на учет. Мы даже не попали на площадку — нам просто сказали: «У вас ограничения на регистрационные действия. Следующий».

Мы решили как можно скорее ехать к перекупщику менять этот Форд на другой. Но оказалось, что он уже продал вторую машину. Забирать назад проблемный автомобиль отказался. Дружба дружбой, но деньги важнее.

Итак, мы не могли пользоваться автомобилем. Его нужно было поставить на учет в десятидневный срок, который уже прошел. Нам грозил штраф 1500—2000 Р.

Ездить на незарегистрированной машине нельзя: есть риск получить еще один штраф — 500—800 Р. Если остановят повторно — оштрафуют уже на 5000 Р или вообще лишат прав на срок от одного до трех месяцев. Машина мертвым грузом встала у дома.

Мы прочитали, что запрет на регистрационные действия чаще всего накладывают, если у владельца автомобиля есть какие-то долги, — и начали копать в эту сторону.

Как мы учились пользоваться базами и реестрами

Мы попробовали найти бывшего хозяина автомобиля в базе на сайте Федеральной службы судебных приставов, в разделе «Банк данных исполнительных производств». Туда по самым разным причинам попадают должники, которые не платят алименты, кредиты, квартплату и т. д. Сервис бесплатно позволяет проверить любого человека.

Так выглядит информация о должниках на сайте ФССП
Так выглядит информация о должниках на сайте ФССП

Мы указали территорию, ФИО прежнего хозяина авто и его дату рождения. Появился номер и дата начала исполнительного производства, а также причина, по которой оно началось: задолженность по кредитным платежам. Еще были указаны контакты судебного пристава, который ведет дело. Иногда тут же указывают сумму задолженности, но в нашем случае ее не было.

Я позвонила по межгороду судебному приставу, который занимался этим делом. Надеялась на один из двух вариантов:

  1. долг небольшой и мы сами его быстренько погасим, не привлекая бывшего хозяина;
  2. прежний владелец погасил долг, но приставы не успели снять запрет.

По легенде, мы только собирались покупать машину у этого автовладельца и решили заранее выяснить, что за долги на нем висят. Мы не ждали, что пристав даст нам какие-то пояснения. И не зря: сначала мне ответили что-то вроде «Вы кто такая, уходите». Потом все же сообщили размер долга — 300 000 Р. Больше я ничего не спрашивала: пропал дар речи.

Тогда мы решили обратиться к юристу. Мы надеялись, что можно привести документы в порядок через суд и после этого поставить машину на учет.

Почему мы не проверили машину на юридическую чистоту

Сейчас в России существует реестр уведомлений о залогах движимого имущества — там можно проверить, находится ли то или иное движимое имущество в залоге. Это защищает покупателей авто на вторичном рынке: можно заранее все проверить и не связываться с арестованным автомобилем.

Но реестр начал работать в середине 2014 года, а наша история произошла в 2013. Тогда подобные покупки проходили вслепую, наудачу. Нам стоило пригласить перекупщика в МРЭО на перерегистрацию автомобиля и передать деньги уже там, когда автомобиль поставят на учет.

Как мы обращались к юристу

Мы подробно рассказали юристу о наших неприятностях. Главный его совет: надо было брать с перекупщика расписку — тогда был бы шанс что-то стребовать с него через суд. А так перекупщик будто вообще ни в чем не участвовал: в договор купли-продажи с предыдущим владельцем он сразу вписал имя моего мужа.

Дальше юрист рассказал, как, скорее всего, было дело.

Бывший собственник авто взял кредит под залог машины и перестал платить по нему, накопился приличный долг. В один прекрасный момент терпение ответственного за долг работника банка кончилось и он пошел к судебным приставам. Те наложили запрет на регистрационные действия, чтобы машину не получилось переоформить на другого человека. Владелец не растерялся: получил дубликат ПТС и продал машину перекупщику за цену, при которой можно закрыть глаза на проблемы с документами.

Иногда подобная история заканчивается иначе. Приставы объявляют машину в розыск. Автомобиль находят и забирают на спецстоянку — и абсолютно неважно, что за нее еще кто-то заплатил. Договор купли-продажи оспаривают в суде, а потом машину продают на торгах в счет погашения долга. Покупатель остается и без машины, и без денег. То есть нам еще повезло.

Юрист пытался убедить нас, что за машину можно побороться: есть шанс, что ограничения снимут, если удастся доказать, что на момент покупки нам было неизвестно ни о каких ограничениях. Мы с мужем не понимали, как это возможно.

Иногда можно аннулировать договор купли-продажи, но не в нашем случае: мы никогда не видели продавца, он нас тоже — в сделке участвовал перекупщик. Но даже если бы это было не так, по суду мы получили бы только 100 000 Р — сумму, которая прописана в договоре.

На тот момент мы были молоды, глупы и ни разу ни с кем не судились. Казалось, что разбирательства в судах — это нечто страшное, непонятное, дорогое, жутко долгое, а в нашем случае еще и рискованное. Мы взвесили все за и против и решили, что лучше синица в руках, чем журавль в небе. Побоялись остаться ни с чем и, несмотря на советы юриста, пошли другим путем.

Как мы избавлялись от машины

На портале «Дром-ру» часто мелькали объявления о продаже машин по заманчивой цене. Причем в отличном состоянии и с небольшим пробегом. Загвоздка лишь в том, что в объявлении была пометка «без документов». У такой машины может быть перебит идентификационный номер, он же вин, или номер кузова, а также она могла въехать в Россию как запчасти, распиленная пополам. Вариантов, по которым машину могут не поставить на учет, очень много. Юридически это не средство передвижения — это запчасти.

Мы вычитали, что в некоторых случаях есть способы вернуть такой куче металла официальный статус автомобиля. Можно восстановить все документы и зарегистрировать ее по всем правилам. Но это невозможно сделать без денег, связей и определенных знаний. И мы решили продать машину как есть — с рассказом про запрет на регистрационные действия. Мы отмыли авто, начернили колеса, сделали химчистку и выставили сияющую ласточку на «Дром» с пометкой «без документов». В описании честно рассказали обо всех проблемах.

Из-за этого мы снизили цену — остановились на сумме 200 000 Р.

Отклик на объявление был, это радовало. Потенциальных покупателей привлекала низкая цена. Многие звонили, но не понимали, что значит «проблемное авто». Когда мы объясняли, всех как ветром сдувало. Мы заранее настроились, что все растянется на недели, а то и месяцы. Но внезапно появился мужчина, которого проблемы с документами не испугали.

Проблемных авто на «Дроме» пруд пруди. На таких объявлениях стоит красный значок. В основном это машины, которым больше 10 лет. Ими по очереди владело много людей, и один из них оказался не очень добропорядочным
Проблемных авто на «Дроме» пруд пруди. На таких объявлениях стоит красный значок. В основном это машины, которым больше 10 лет. Ими по очереди владело много людей, и один из них оказался не очень добропорядочным
«Конструктор», он же «распил», — это машина, которую в Японии покупают целиком, а перед транспортировкой в Россию распиливают и перевозят по частям, чтобы не платить госпошлину
«Конструктор», он же «распил», — это машина, которую в Японии покупают целиком, а перед транспортировкой в Россию распиливают и перевозят по частям, чтобы не платить госпошлину
«Двойник» — точная копия другого авто. Одна марка, один цвет, один и тот же номерной знак, один легальный документ на двоих. Поэтому рано или поздно с такой машиной точно будут проблемы
«Двойник» — точная копия другого авто. Одна марка, один цвет, один и тот же номерной знак, один легальный документ на двоих. Поэтому рано или поздно с такой машиной точно будут проблемы

Во время личной встречи покупатель еще раз расспросил, что именно не так с машиной. Мы рассказали все, что знали: не любим и не умеем врать. Состояние авто покупателя устроило, пятна в истории, как ни странно, его не смутили. Мужчина пару раз куда-то позвонил и спустя пять минут сказал, что готов к сделке.

Мы не верили своим ушам. Спросили, зачем ему такая машина и понимает ли он, на что подписывается? Оказалось, что он то ли сотрудник ГИБДД, то ли полицейский и, видимо, знает, как снимать такие запреты. Был лишь один нюанс: он пока не продал свой автомобиль. Сказал, что мы можем подождать, пока он это сделает. Либо просто обменяться.

Наверное, в тот момент мы согласились бы даже на ржавую «шестерку», лишь бы с документами все было в порядке. Но машина оказалась вполне приличной: покупатель предложил Мицубиси Галант 1997 года в отличном для своего возраста состоянии. Цена машины на тот момент была как раз около 200 тысяч рублей. Мы с радостью согласились на обмен.

Мицубиси Галант 1997 года. Авто, которое осталось с нами после окончания этой истории
Мицубиси Галант 1997 года. Авто, которое осталось с нами после окончания этой истории

На учет свою новую машину мы ставили вместе с продавцом. Идти на сделку как-то иначе отказались: боялись, что история повторится. Он не возражал, регистрация прошла без проблем. Мы вздохнули с облегчением. Наконец-то это закончилось.

Машина вправду оказалась беспроблемной в плане документов. А вот по технической части все же вытягивала из семейного бюджета деньги. Сейчас всего уже не вспомнить, но один из самых затратных ремонтов обошелся нам в 20 тысяч рублей: порвался ремень ГРМ, загнуло клапаны двигателя. Но машина тут ни при чем, мы просто должны были вовремя поменять ремень.

Мы отъездили на ней пять лет и благополучно продали. К слову, через пару месяцев после продажи у Галанта отказал двигатель. Это нам сообщил парень, который купил авто. Но он знал, на что идет: на момент покупки машине было больше 20 лет.

Как себя обезопасить

Вот несколько причин, по которым могут наложить запрет на регистрационные действия.

Долги. Бывший хозяин мог не платить алименты, штрафы ГИБДД или коммуналку. Запрет на регистрационные действия накладывают, чтобы поторопить хозяина машины с выплатой долгов. Только это не всегда помогает: он может плюнуть на все и продать автомобиль перекупщику, который сам может не знать, что продавец в долгах. Да и какая ему разница, юридически он не участвует в сделке и не несет никакой ответственности. Проблемы появляются уже у того, кому перекупщик продает машину.

Имущественные споры. Например, муж с женой разводятся и не могут поделить машину. Тут запрет накладывает суд, чтобы машину не продали до окончания разбирательств. В этом случае у покупателя есть шанс дождаться решения суда.

Машина в залоге у банка, а значит, ПТС лежит там же как гарантия, что заемщик выплатит кредит. В этом случае владелец может обратиться в ГИБДД, заявить, что потерял ПТС, получить дубликат и продать машину. В графе «Особые отметки» такого дубликата пишут, что он выдан взамен утерянного. Опытные автомобилисты знают, что с таким автомобилем лучше не связываться. Но не каждый дубликат — проблема. Если в особых отметках написано, что он выдан взамен утилизированного, — ничего страшного. Значит, кто-то из владельцев машины сдал в ГИБДД старый ПТС или то, что от него осталось. Наш дубликат был выдан взамен утерянного.

Чтобы обезопасить себя перед покупкой, желательно проверить несколько вещей.

Поискать информацию об автомобиле в реестре залогов. В реестре уведомлений о залогах нужно пройти по вкладкам «Найти в реестре» — «По информации о предмете залога» — «Транспортное средство» и ввести вин. Если сервис не нашел машину в базе, то, скорее всего, она чиста.

Проверить автомобиль по базам ГИБДД. Это просто, быстро, бесплатно и помогает узнать много интересного. Например, историю регистраций автомобиля в ГИБДД, участий в ДТП, информацию о нахождении в розыске и ограничениях. Зайдите на сайт ГИБДД, пройдите по вкладкам «Сервисы» — «Проверка автомобиля» и введите вин.

«По данному запросу результатов не найдено» — значит, все хорошо
«По данному запросу результатов не найдено» — значит, все хорошо
У этой Хонды было много владельцев
У этой Хонды было много владельцев
Она участвовала в ДТП
Она участвовала в ДТП
Но на ней нет ограничений, и она не в розыске
Но на ней нет ограничений, и она не в розыске

Запомнить

  1. Никогда не отдавайте деньги без расписки или договора. В том числе друзьям и знакомым.
  2. Не занижайте сумму в договоре купли-продажи, ведь только ее можно будет взыскать через суд.
  3. Перед покупкой необходимо проверить авто — хотя бы на сайте ГИБДД.
  4. Не мешало бы проверить продавца по базе ФССП — в разделе «Банк данных исполнительных производств». Если он в должниках, это повод насторожиться и задать несколько вопросов.
  5. Стоит заглянуть в реестр уведомлений о залогах движимого имущества и проверить, не в залоге ли авто.
  6. Если вы уже совершили все возможные ошибки и машину не ставят на учет — обратитесь к юристу. Возможно, ваш случай можно разрешить в суде.
  7. Если все совсем плохо и единственный шанс выбраться из переделки — это избавиться от машины, не врите будущему хозяину. То, что вы ошиблись при покупке столь дорогой вещи, только ваша вина. Будущий владелец ни при чем, не стоит перекладывать проблемы на него.